суботу, 13 березня 2010 р.

«Оранжевая» власть и патриотизм

«Оранжевая» власть и патриотизм

Президент Виктор Ющенко постоянно призывает нас к патриотизму. Так (!) было на Майдане в конце прошлого года, так (!) продолжается и сегодня - на Банковой. Однако понимание того, что представляет собой патриотизм, у президента претерпело серьезные изменения. Во времена Майдана патриотичным считалось отобрать у олигархов награбленную собственность, богатым поделиться с бедными, посадить бандитов в тюрьмы, дружить не только с Америкой, но и с Россией, и даже позволить большинству граждан Украины говорить на родном для них русском языке. Сейчас же на устах главного «патриота» Украины совершенно иные «патриотические» лозунги: олигархов беречь и лелеять, их незаконная собственность - «священная корова», вокруг России создать «санитарный кордон», денно и нощно лизать Вашингтон в одно «местечко», русский язык искоренить. Как все это понимать?

Патриотизм советского времени



Патриотизм ассоциируется с любовью к Отечеству, стремлением сделать как можно больше для его процветания и счастья соотечественников, сохранением исторической памяти, верностью традиционной системе ценностей. В Отечестве, с одной стороны, присутствуют непреходящие ценности: родная земля, природа, ее богатства, язык и традиции. С другой, - подлинный патриот смотрит на Отечество и через призму социально-политического. Ведь сущность любого отечества, его характер зависят от того, какие общественные отношения сложились в данном обществе.



Раньше нашей Родиной был Советский Союз, во многих отношениях ставший преемником и продолжателем исторической Руси-России. Вся система воспитания и образования была нацелена на формирование у подрастающего поколения чувства советского патриотизма. Быть советским патриотом означало не только любить свои страну и народ, но любить социалистическое Отечество и советский народ. Советский патриот сознательно созидал и защищал новое общество. Мы любили, строили и защищали свое Отечество и, главное, делали все сообща, помогали друг другу. Восприятие социалистической данности весомо дополнялось осознанием православно-славянской общности и исторической близости тюркских народов.

Реальный социализм существовал сравнительно недолго. Если из советской истории вычесть годы войны и послевоенного восстановления, получается чуть-чуть более полувека. Несмотря на все просчеты и изъяны нового строя, нам удалось решить массу проблем, которые не сумел и никогда не сумеет решить Запад. Мы не знали язв наркомании, бандитизма, терроризма, проституции. Способный паренек из глухого карпатского села мог получить образование в столичном вузе. Мы не мучились страхом потери работы. Мы создали общество, где люди не делились на господ и быдло, общество, в котором базовые жизненные потребности абсолютно всех людей были удовлетворены. Слесарь и профессор проживали в одном подъезде, их дети играли вместе, не подозревая о социальной дистанции, разделяющей отцов. Наконец, большей части советских людей была неведома жажда потребительства, достоинство человека определялось вовсе не количеством накопленного им барахла. Люди гонялись не за золотым тельцом, а за книгами, и выступления поэтов собирали многотысячные аудитории. Можно представить сейчас, чтобы на чей-то поэтический вечер собирались тысячи людей?







Вот что говорит известная грузинская артистка Софико Чиаурели, вспоминая советское время и сравнивая его с настоящим: «... я грущу по тем, прежним, взаимоотношениям. Вот уж никогда не думала, что, оказывается, газ нам дает Туркмения, свет - Россия, все нам что-то дают. Мне казалось, что так и должно быть, понимаете? Мы не платили бешеные деньги ни за телефон, ни за квартиру и вот захотели капитализма. Мы его получили, пожалуйста! - но сегодня, к сожалению, властвуют законы джунглей. Сильный побеждает, слабый гибнет...».







Теперь той огромной и доброй к простому человеку Родины не стало. На ее месте появились полтора десятка государств, в каждом из которых, исключая Белоруссию, правящая олигархическая верхушка пытается привить собственный патриотизм, построенный на заимствованиях из нередко извращенно трактуемой национальной истории, подражании Западу и собственных меркантильных интересах.







Патриотизм и классовые интересы







Отношение к существующему общественному и государственному строю во все времена было определяющим в патриотизме различных классов. В представлении рабовладельца «отечество» - это его обширные плантации и обрабатывающие их рабы. «Отечество» феодала - собственная усадьба и крепостные. Вспомним в этой связи хотя бы события национально-освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого. Тогда далеко не все представители феодальной старшины готовы были бескорыстно отстаивать права своей Родины. При подписании Мартовских статей имел место любопытный факт: войсковой судья Самойло Богданович и полковник Павел Тетеря обратились к царскому правительству с любопытной просьбой: «Нас царское Величество добром пожаловал, за это мы челом низко бьем и просим еще привелеев: мне, судье, прошу предоставить право на городок Инга Старый, со всеми его жителями и со всеми землями... Мне, полковнику, право на городок Смилу, так же со всеми подданными и со всеми землями. И чтобы нам было вольно своими подданными, как пожелаем советовать и владеть».



Так представители старшины уже во время переговоров о воссоединении русских земель выпрашивали у Алексея Михайловича для себя персональной «ласки». Почти как Юлия Тимошенко и Петр Порошенко, которые выпрашивали у Ющенко, кто шантажом, а кто - лестью, особо «хлебную» должность премьер-министра, что, в конечном счете, и привело к нынешнему противостоянию в стане «оранжевых».



Характерную эволюцию претерпел патриотизм буржуазии. В период, когда она выступала против феодализма и абсолютизма, против посягательства на внутренний рынок со стороны конкурентов и сплачивала в этой борьбе вокруг себя прогрессивные силы, ее действия были не лишены патриотизма. Но даже в то время патриотизм буржуазии не отличался особой последовательностью. Капитал объявлял патриотическим лишь то, что способствовало достижению наживы и обогащения, одновременно пытаясь поставить себе на службу патриотические чувства и естественное стремление народных масс к социальной справедливости.



«Патриотизм» украинской олигархии



Именно поэтому олигархическая группировка Ющенко рвалась к власти под лозунгом «Кучму и Януковича - геть!». Ведь последние в сознании масс отождествлялись с коррупцией и грабежом, бедностью большинства населения страны и беззаконием власти. Но, когда в лагере узурпаторов власти произошел раскол, появился другой лозунг, хотя вслух он пока и не произносится, - «Кучме и Януковичу - так!» Теперь патриотичным стало не посадить «бандитов» в тюрьмы, а наоборот, как говорит Ющенко, «подать руку, выйти на принципы и сказать: здесь мы поставили точку. Сюда входит и легализация отношений с бюджетом, и легализация собственности, и детенизация экономических процессов».



Разумеется, все это весьма патриотично. Ющенко, адресуясь к «донецким», чьи голоса в парламенте понадобились для утверждения Юрия Еханурова премьер-министром, так и сказал: «...я уверен, что мы имеем ряд идеалов, способных нас объединить. Независимо от того, оппозиция ли, власть ли, под одним ли цветом или под другим, я не хочу это называть патриотизмом, или другими словами, но я убежден, что такая система ценностей есть». Таким образом, те, кто еще вчера ходил, по терминологии «оранжевых», в «бандитах», сегодня, подписав с Ющенко политический меморандум и проголосовав в Верховной Раде за Еханурова, в одночасье превратились в патриотов.



Выходит, теперь каждый, кто запишется, подобно «донецким» или социалистам Александра Мороза, в защитники переживающей кризис «оранжевой» власти, становится «патриотом». И наоборот, соответственно. Еще вчера Юлия Тимошенко возглавляла самое «патриотичное» в украинской истории правительство, а сегодня ее сторонники с удивлением узнали от самого президента, что она «злоупотребляла» своими полномочиями. «Много вещей, которые делала премьер-министр, происходили за кулисами, и имели целью решать ее проблемы», - сказал Виктор Ющенко. Проблемы же состояли, по словам президента, в том, что, возглавляя компанию «ЕЭСУ», Тимошенко накопила задолженность в сумме 8 млрд. гривен. А еще один «патриот», генпрокурор Святослав Пискун, услышав президента, срочно обжаловал прежние решения судов об аннулировании этих долгов.



Последствия олигархического «патриотизма»






Как видно, пришедшая к власти олигархическая буржуазия занята только одним - обдиранием собственного народа и сколачиванием неправедных богатств. В результате Украина, некогда входившая в первую десятку промышленно развитых стран мира, по жизненному уровню граждан оказалась в так называемом «третьем мире», без особых надежд при нынешнем режиме оттуда выбраться.



Некоторый рост экономических показателей в последние годы президентства Леонида Кучмы произошел на основе использования экстенсивных факторов роста. Где-то в большей степени загрузили созданные в советское время производственные мощности, где-то создали десяток-другой рабочих мест. Вот и весь рост. Реальные инвестиции в экономику и инновации на этой основе практически отсутствуют.



При «оранжевой» власти, отличающейся непрофессионализмом в не меньшей степени, чем погоней за собственностью, даже то немногое, что было сделано предшественниками, кануло в лету. Весной 2005 года экономика оказалась в стагнации, а к осени свалилась в рецессию. В августе ВВП сократился на 1,6% по сравнению с августом прошлого года. Если раньше говорили о замедлении экономического роста, то сейчас даже наша «карманная» статистика вынуждена показывать падение. Дефицит бюджета по итогам первого полугодия превысил 1 млрд. гривен. Объем средств на счетах правительства по состоянию на июль составил лишь 7,5 млрд. гривен - по сравнению с 18 млрд. в июле прошлого года. Задолженность по возмещению НДС достигла рекордного показателя в 3 млрд. гривен. Поступления от приватизации за первое полугодие составили лишь 10% от плана. Увеличивается разрыв в средней зарплате с нашими вероятными партнерами по ЕЭП - Россией и Белоруссией. Средняя зарплата в России в июне 2005 года достигла 300 долларов, в Белоруссии - 221,5 доллара, а в Украине - 164,75 доллара.

Сколько бы «оранжевые» не потешались над «познаниями» Виктора Януковича в области грамматики и правописания, однако в экономике он один разбирался намного лучше, чем все министры правительства Тимошенко вместе с ней взятые.

Разве такую политику правящего режима Ющенко-Мороза можно назвать патриотической? Надо быть слепым, чтобы не видеть, что над Украиной нависла смертельная угроза. Идеологическая прислуга режима твердит нам о том, что переживаемые трудности являются «временными». Вот окончится «переходный период» - и все пойдет как по маслу: произойдет структурная перестройка экономики, инвестиции бурной рекой польются в производство, все мы заживем счастливо и богато. Никакого «переходного периода» наша страна не переживает. У нас фактически сложился бандитский строй, какой только и может быть в стране, ставшей сырьевым придатком Запада. Наши высокотехнологичные отрасли промышленности в новых условиях просто не нужны. Зачем Западу наши самолеты? Зачем наша космическая техника? Зачем иметь неприятности с лишними конкурентами? А раз так, то не нужны и люди, которые работали и могли бы еще работать на предприятиях, выпускающих современную продукцию. Нам просто нет места под мировым экономическим солнцем. Лишние должны умереть, а новым незачем рождаться. В Украине - демографическая катастрофа, силы народа надломлены. В начале 90-х годов имели 52 млн. 200 тыс. человек населения, на сегодня осталось 47 млн. человек. Еще десяток-другой лет такого продвижения к «цивилизованному миру» - и наш народ просто погибнет, исчезнет с лица земли.



«Патриотический» мираж



Наличие в стране громадного полюса нищеты и небольшого полюса колоссального богатства ни в коей мере не способствуют консолидации общества вокруг решения общенациональных задач. В силу этого, до сих пор продолжаются споры вокруг проблемы выбора внешнеполитических предпочтений, главных ориентиров государственно-политического строительства, решения в стране основополагающих гуманитарных проблем, в том числе - придание русскому языку, которым предпочитает пользоваться большинство общества, статуса официального и т.д.



Именно «оранжевая» власть препятствует решению общенациональных задач. Более того, ее старания на поприще «национальной свидомости» во время последней избирательной кампании привели к тому, что объективно существующие цивилизационные различия между Западом и Востоком Украины стали угрожать расколом народа и страны. А все потому, что некий Иван Иванович, поддерживаемый одной великой державой, решил, что у него больше «прав», чем у Ивана Никифоровича, поддерживаемого менее великой державой, для того, чтобы получить монополию на обдирание народа.



Вот такой «патриотизм» получается: в то время, когда надо решать задачи выживания страны в условиях глобализации и экспансии Запада, олигархическая группировка Ющенко устроила драку за экономический пирог. Дерутся паны, но чубы трещат, как всегда, у хлопов. Чем бы правящий класс не занимался, то ли переселением украинцев на Марс, на чем настаивал бывший президент, то ли междоусобицами, крайним оказывается народ.



В данном случае, патриотизм общенациональный оказывается чем-то вроде миража, а вместо него расцветают пышным цветом сорняка местничество и реакционный национализм экстремистского толка, что мы и видим на примере типичных образцов поведения в Галичине. Отсталый в социально-экономическом отношении, живущий за счет дотаций центра край претендует, тем не менее, на то, чтобы быть законодателем политической «моды» в Украине. Планы такого рода, конечно, из области утопии, но причинить вреда способны немало, особенно в стране, которая существует в ее нынешних пределах совсем короткое историческое время. Ведь собирание собственно украинских земель было завершено только в 1945 году. И, в силу этого обстоятельства, понадобится еще немало времени, чтобы все части Украины, что называется, «притерлись» друг к другу, чтобы из конгломерата народов и этносов, здесь проживающих, сложилась государственно-политическая нация.



На этом примере видим не только то, как опасно само по себе противостояние такого рода, но и насколько антинациональной и антипатриотичной является группировка олигархов, собравшаяся вокруг Ющенко.



Патриоты и наше время



Людям, которые действительно озабочены исторической судьбой страны, ее будущим, давно уже очевидно, что только широкие народные массы и выразители их интересов на политическом уровне являются подлинными патриотами своего Отечества. Подлинный патриотизм - это любовь не к просто к Отечеству, но к людям, в нем живущим. Любовь не абстрактная, а выражающаяся в настойчивом стремлении сделать жизнь людей, граждан этой страны достойной, яркой, духовно богатой и материально обеспеченной. Сделать так, чтобы всестороннее развитие и процветание каждого гражданина общества было обязательным условием развития и процветания всех.



Наконец, не будем забывать, в каком суровом мире мы живем. Глобализация несет для таких сравнительно небольших и главное - отставших за годы фальшивых реформ в своем социально-экономическом развитии стран, как наша, смертельную угрозу, вплоть до исчезновения с карты мира. Поэтому нам нужны союзники и друзья. Они прочнее и надежнее, когда являются близкими нам по своим социокультурным параметрам. Иными словами, когда мы с ними являемся частями одной и той же цивилизации. В нашем случае абсолютно ясно, что к таковым, в первую очередь можно отнести Россию и Белоруссию. И вот здесь появляется еще один, может быть, для кого-то несколько неожиданный ракурс патриотизма. Многие из нас, порой сами того не замечая, являются патриотами не только своего Отечества, но и патриотами восточного славянства, родной Православно-Славянской цивилизации, которую поочередно воплощали в себе историческая Русь-Россия, а затем Советский Союз.



Часто ли мы ловим себя на том, что во время очередной Олимпиады или мирового, европейского первенства по футболу «болеем» за российские, белорусские команды и спортсменов с такими же переживаниями и тем же количеством адреналина, что и за свои, украинские? Да нет, по большей части даже не замечаем. И это естественно, так как для нас все события, все, что происходит в России, Беларуссии, вообще в Русско-Православном мире, в братской тюркской среде, столь же близко, как и все то, что случается у нас дома. Так определено было историей, так происходило в течение полутора тысяч лет. Так будет и впредь. Как бы нас не делили, не рвали на части «по живому», историческая память, глубокое чувство единства и общности исторической судьбы всегда оказывается сильнее.



И согласитесь, что каждому интересно, как там дела на целине в Казахстане, которую 50 лет назад совместно осваивали, и что теперь в Ташкенте, который всем Союзом восстанавливали после землетрясения в 1966 году, и как живется за искусственным занавесом «Рухнамы» лихим наездникам, замечательным газодобытчикам и умелым хлопководам в Туркмении. Это тоже наш патриотизм. Не казенный, не официальный, демонстрируемый власть имущими во время официальных мероприятий, а живой, народный и оттого подлинный, настоящий.



Откуда у нас такие качества? Нам всем много дал советский период истории. Это верно. Но не стоит забывать о глубинной традиции восточных славян, о нашей цивилизационной сути. Известный востоковед Ростислав Рыбаков поясняет: «... мы к каждому собственному шагу относимся прежде всего с позиций высшей морали. Совесть - вот что отличает восточную культуру от западной. Это слово, между прочим, буквально не переводится ни на один европейский язык. Совесть - это то, что в Индии называют «голос Бога внутри человека». Совесть и патриотизм - понятия-синонимы.



Какому-то количеству наших граждан все еще представляется соблазнительной Европа. Однако окажись мы в ней сейчас, перспектива открылась бы только одна: духовное, культурное и экономическое истощение в течение всего лишь нескольких десятилетий. В тесных союзных отношениях с Россией, Беларусью, тюркскими государствами нас ожидает совершенно другое: сложение культурно-духовных потенциалов и на этой основе ускоренное социально-экономическое развитие с сохранением привычного для нас образа жизни. В таком подходе к оценке исторической перспективы - еще одна из многих граней патриотизма.



Патриотизмом важно не только обладать как духовным и политическим качеством. Он одновременно и в том, чтобы создать условия для воплощения лучших намерений в жизнь. Иначе говоря, народ как высший носитель патриотизма, должен быть хозяином своей судьбы.

Немає коментарів:

Дописати коментар