неділя, 14 березня 2010 р.

Гоголь - прообраз Тараса Бульбы

Остап Гоголь – слуга польского короля, предок писателя, прообраз Тараса Бульбы
«Гоголь» – по-южнорусски селезень. Это слово стало козацким прозвищем основателя гоголевского рода Остапа Гоголя, полковника Могилев-Подольского, сподвижника гетмана Правобережной Украины Петра Дорошенко.

Когда в 1674 году в бесконечной войне за власть на (в) Украине, во время первых украинских Великих Руин, левобережный гетман Иван Самойлович разбил войско правобережного гетмана Петра Дорошенко, то могилевский полковник Остап Гоголь вместе с сыном Прокопом и преданными им козаками, не поддался на уговоры Самойловича перейти на его сторону. Сторону России в данном случае.

Остап Гоголь передал непокоренную Могилевскую крепость Речи Посполитой, и перешел на службу к главе Республики Двух Народов, польскому королю Яну III Собесскому.

В награду Остап Гоголь и его сын получили от короля жалованную грамоту на земли в Польше и переселились туда всей семьей. В том же году, как указано в родословной Остап Гоголь стал наказным гетманом и получил булаву от польского короля. Известно, что в 1792 году, оформляя документы на дворянство, дед Николая Васильевича Гоголя, секунд-майор Афанасий Демьянович Гоголь-Яновский специально утаил имя Остапа и назвал своим прадедом не его, а никому не известного полковника Андрея Гоголя.

В связи с этим мелким, или не очень мелким жульничеством, всплывают в памяти имена сыновей гоголевского Тараса Бульбы. В своих свидетельствах Афанасий Демьянович сообщал, что этот мифический Андрей Гоголь в 1674 году получил жалованную грамоту на земли от польского короля Яна Казимира, чего никак не могло быть, так как за 6 лет до этого Ян Казимир отрекся от престола. Как выявилось в ходе расследования, копия королевской грамоты, представленной дедом Гоголя Киевскому депутатскому собранию, была фальшивой.

По мнению некоторых свидомых авторов, можно провести много аналогий между жизнью исторического Остапа Гоголя и литературного Тараса Бульбы. И тот, и другой были полковниками Войска Запорожского. Имели двух сыновей примерно одного возраста. Сыновья полковника Остапа Гоголя (одного из них звали Мартыном или Остапом, второго – Прокопом) учились в высшем учебном заведении во Львове. Остап с Андреем получили литературное образование, но уже в Киеве. В повести Николая Гоголя старший сын Тараса гибнет от рук поляков, а младший перешел на сторону поляков (поляки в русинском (русском, руськом) городе Дубно, как самостоятельная политическая сила, а не часть частной армии русского князя Константина Острожского – это, разумеется, историческая чушь, но так уж придумал Николай Гоголь). Здесь прослеживается прямая аналогия с судьбой сыновей предка писателя: один из них (тоже старший) гибнет в 1671 году от рук польских жолнеров при обороне Могилева, а второй вскоре, в 1674 году, переходит на сторону поляков, убивших его брата. Именно убегая от польской погони из Могилева, во время переправы через Днестр старый подольский полковник Остап едва не погиб.

Правда чуть позже сам Остап Гоголь (прообраз Тараса Бульбы) переходит на сторону поляков. Эту деталь из жизни своего предка Николай Гоголь не стал отражать в своей повести.

Впрочем, с точки зрения свидомых, переход козачьих полковников и гетманов с русской на польскую и даже на турецкую сторону, и уж тем более на шведскую, не является чем-то осуждаемым, главное, чтобы они при этом любили Украину.

Как ее любили Иван Мазепа и Богдан Хмельницкий, Остап Гоголь и Симон Петлюра, Тарас Бульба и Тарас Бульба-Боровец (вместе со своими старшими товарищами – Стапаном Бандерой и Романом Шухевичем).

Немає коментарів:

Дописати коментар